Раннее развитие: «За» и «против»

todd_toddler_readingЧем раньше, тем лучше

О чем все чаще беспокоятся молодые мамы, склоняясь над колыбелью новорожденного? В первые дни – чтобы спал спокойно, чуть поз­же – чтобы рос здоровым, не отставал в раз­витии от сверстников. Для этого нужно с ним заниматься – сначала самой, потом придется поискать подходящий садик – конечно, самый хороший. Говорят, есть какие-то школы раннего развития… А может, лучше вообще оставить малыша дома с няней, не лишать его детства… Чем хуже традицион­ное дошкольное образование?

Когда говорят о «раннем развитии», име­ют в виду интенсивное развитие способнос­тей ребенка в возрасте от 0 до 3-4 лет. Педагоги-новаторы считают, что наши дети начинают учиться слишком поздно — как раз в тот период, когда мозг уже перестает расти (около 7 лет). Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в столь нежном возрасте?

Дело в том, что сразу после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развиваются зрение, слух, обо­няние, вкус, осязание: ребенку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка явля­ется необходимостью. Его мозг все время работает — учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, кото­рые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Как ему это удается? Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.

«Что скажут знакомые», или Сила общественного мнения

Часто родителей, не жалеющих времени и сил на обучение ребенка, упрекают в том, что они просто хотят удовлетворить собственные амбиции. Считается, что это делается вопреки желанию малыша.

На самом деле ребенка, в отличие от взрослого, невозможно заставить учиться насильно. Если он устал или информация слишком сложна, то просто не будет заниматься. А результа­ты учебы «из-под палки» всегда невысоки.

«Пойдет в школу (садик) — там научат»

Конечно, научат. Во всяком случае, в школу для этого и ходят. Но, как мы уже говорили, чем позже человек начинает учиться, тем труднее ему будет. В садике воспитательнице приходится за­ниматься с 10-15 ребятишками.

Конечно, малыша многому научат, но «закреплять пройден­ный материал» все-таки придется дома. И ждать, пока у него по­явится настроение учиться, воспитательнице некогда: в детском саду тоже существует своя программа, свой учебный план… А в школе еще сложнее: и нагрузка больше, и требования строже. По­требуется умение сосредоточиваться, хорошая память, быстрота реакции…

«Мы со своим ничем не занимались — растет не хуже других»

Как правило, так рассуждают либо ленивые, либо ограничен­ные родители, а само понятие «не хуже других» очень относитель­но. Детям, с которыми никогда и ничем не занимались дома, не водили в музеи и театры, на чьи пытливые «детские» вопросы не отвечали, а развлечение ограничивалось просмотром телепере­дач, — трудно раскрыть свои возможности. А тех, у кого в подоб­ных условиях не пропало стремление к познанию и творчеству, к сожалению, очень мало. Это в полном смысле слова «самородки».

«У меня на это нет времени»

Если у вас есть ребенок, вы обязаны найти время для общения с ним. Хотя бы 10-15 минут в день и только по вечерам, но пусть это будут минуты, посвященные исключительно вашему малышу. И совсем не обязательно устраивать «настоящие» уроки. Задач­ки для ума можно придумать в любой момент: когда вы готовите ужин, моете ребенка, переодеваете… То, что для вас обыденно, не­интересно, для малыша — прекрасная возможность познать мир. Главное, чтобы у вас было желание заниматься и вы не боялись фантазировать. Моете посуду — дайте своему помощнику тазик и пару мисок и ложек, позвольте вытереть губкой лужицу на сто­ле. Такая простая игра, как ни странно, помогает познавать зако­ны физики жидких тел. Посчитайте овощи, приготовленные для обеда, рассмотрите, сколько четвертинок в разрезанной картофелине, оцените, какая из них больше, тяжелее, длиннее. Так, играя, вы проведете «урок» математики.

Конечно, некоторые занятия действительно требуют времени и внимания. Но ведь их не обязательно проводить каждый день, да еще подолгу. Иногда бывает достаточно нескольких минут.

«Я не специалист — у меня не получится»

Читайте, размышляйте, пробуйте — информации о воспита­нии и обучении сейчас очень много. Просматривайте специаль­ные журналы и книги. Используйте Интернет: пообщайтесь на конференциях с другими родителями, почитайте тематические странички. Вы лучше всех знаете своего ребенка, вам проще его понять и почувствовать, и для него вы самый лучший педагог. Прислушайтесь к своей интуиции, и у вас все получится!

«У ребенка должно быть детство»

Таков самый распространенный аргумент противников ран­него развития детей. К сожалению, используют его именно те «советчики», которые знают о новых методиках только по­наслышке. Они считают, что счастливое детство — это без­заботные игры (для девочек — с куклами, для мальчиков — с ма­шинками) и никаких умственных нагрузок. Основные принципы такой семейной педагогики: «рано еще ему это знать» и «пусть лучше побольше гуляет». Все бы хорошо, но какими принципами будут руководствоваться родители, когда их дети достигнут поры отрочества и юности, привыкнув только гулять?

Однако в каждом утверждении есть и доля истины. В данном случае мы имеем в виду ту категорию родителей, для которых понятие «раннее развитие» приравнивается к девизу «Растим гения!» Именно они буквально сразу после выписки из роддома готовы носить малыша на всевозможные развивающие занятия, делать самую сложную гимнастику, а позже записывают его во все существующие кружки. От бедного ребенка требуется быть самым сильным, самым умным, самым ловким… В результате — невроз. Психологи называют такой подход к воспитанию реали­зацией собственных амбиций и желаний за счет ребенка. Дей­ствительно, «пусть уж лучше больше гуляет или играет…»

Чтобы не стать заложником собственного родительского чес­толюбия и тщеславия, запомните простую истину. Нельзя судить о том, насколько развит ваш малыш, сравнивая его успехи с успе­хами соседской девочки Маши или двоюродного брата, когда они находились в таком же нежном возрасте. Сравнивайте его с самим собой: каким, стал ваш. ребенок благодаря вашим совместным, за­нятиям и каким бы он был, если бы вы этого не делали? Любите и уважайте малыша, старайтесь узнать, чем он интересуется, како­вы его способности, и тогда обучение по методикам раннего раз­вития будет успешным. И еще: не важно, когда именно ребенок научился читать, важно, чтобы он научился получать знания. Такой подход позволит вам найти методы, подходящие именно вашему малышу, а ваши усилия не пропадут даром.

Итак…

Вы решили, что у вас есть желание и хватит терпения зани­маться с малышом, понимаете, что результаты будут видны да­леко не сразу, не боитесь, что вас обвинят в удовлетворении собственных амбиций за счет ребенка.

Теперь посвятите некоторое время подробному и вниматель­ному изучению основных положений различных педагогичес­ких систем раннего развития. Все они активно используются в дошкольных учреждениях, но легко адаптируются для домаш­него обучения и подойдут каждому ребенку.

Безусловно, авторы и последователи каждой педагогической системы уверены, что именно их способ обучения уникален и стопроцентно эффективен. Взвесьте все «за» и «против», посоветуйтесь с более опытными роди­телями. У каждой методики есть преимущества и недостатки, и ваша задача — разобраться, что будет нужно и полезно именно вашему ре­бенку. В вашей квартире могу со­седствовать предметы, которые предлагаются разными методиче­скими системами. Отнеситесь к вос­питанию и обучению творчески. Право выбора за вами!

В.Д. Дмитриева. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или помоги мне сделать это самому. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007 г.

Tags:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Comments are closed.