“Дары Макоши: куклы, игры, обереги”

sivka

Кукла-лошадка приносит счастье в дом

В мае прошедшего учебного года в рамках нейропсихологической коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы в одном из детских садов комбинированного вида г.Москвы было проведено занятие «Сивка-бурка» по фольклорно-психологической арт-терапевтической методике к.м.н. В.Ю.Слабинского “Дары Макоши: куклы, игры, обереги”.

Дошколятам было предложено сделать куклу-лошадку своими руками! Ребята с большим удовольствием и интересом приняли участие в творческом задании. Каждый из них прилагал старание и невиданную выдержку – всем хотелось, чтобы Сивка-бурка получился ладным и самым-самым красивым.

Идея интеграции методики «Дары Макоши» в систему нейропсихологической коррекции с детьми не случайна. Дети с диагнозом ОНР (общее недоразвитие речи) помимо проблем, связанных с развитием речи, имеют целый ряд особенностей в развитии, в частности к ним относятся проблемы развития мелкой моторики (по данным нейропсихологической диагностики были выявлены ошибки и трудности в выполнении проб на развитие двигательной сферы). Имеют место трудности в построении серии последовательных движений (динамический праксис), согласованных движений рук (реципрокная координация), в кинестетической (чувственной) организации предметных действий руки, в зрительно-моторной координации. Двигательная сфера является одним из важнейших факторов развития всех высших психических функций, и играет одну из ведущих ролей в их формировании в детском возрасте. В дальнейшем проблемы двигательной сферы «выливаются» в трудности усвоения чтения и письма в школьном возрасте. Поэтому в нашем детском саду в работе с детьми немалое внимание уделяется развитию мелкой моторики (рисование, лепка, игры с паззлами, дидактическими сенсорными игрушками, конструирование из природного материала).

В процессе изготовления лошадок

В процессе изготовления лошадок

Хвалимся отличными результатами

Хвалимся отличными результатами

Изготовление традиционных народных кукол также способствует развитию мелкой моторики, чувствительности рук, организации последовательных движений, зрительно-моторной координации. Более того, такие занятия интересны для детей, ребята оказываются сверх-мотивированными и стремятся сделать очень красивую игрушку, а для этого нужно сильно постараться и «подружиться» с пальчиками. Таким образом, процесс развития мелкой моторики становится деятельностно-ориентированным (А.Н.Леонтьев). Проще говоря, если мы сажаем дошкольника за стол и просим его красиво вывести ряд закорючек в прописи или разложить в ряд кружочки с палочками, то ребенок выполняет ряд последовательных действий, потому что мотив (цель – развить мелкую моторику) организации всего этого процесса заключен в голове взрослого, а не ребенка. Если же во главе действий стоит мотив ребенка (желание сделать красивую игрушку), то серия действий (узелков и наматываний) становится деятельностью. В этом плане еще вспоминаются слова к.п.н. А.В.Семенович о том, что у наших предков в дореволюционной России не существовало нейропсихологической коррекции, зато был определенный быт и уклад, который компенсировал проблемы психического развития детей; он был лишен нынешней выхолощенности в воспитании, в крестьянских семьях дети с раннего возраста были приобщены к труду взрослых, а девочки к семилетнему возрасту уже были искусными рукодельницами.

Н.П. Богданов-Бельский. Урок рукоделия

Н.П. Богданов-Бельский. Урок рукоделия

Таким образом, помимо развития мелкой моторики, на занятиях по созданию народных кукол у детей развивается и эмоционально-личностная сфера. Дети знакомятся с народными традициями, у них формируются знания, умения и практические навыки работы с текстильными материалами, дети учатся правильно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления кукол, детям прививается любовь к обычаям предков, трудолюбие и художественные вкус.

Выражаю особую благодарность за помощь в организации и проведении занятия воспитателям Марине Геннадиевне и Людмиле Геннадиевне.

Детский психолог Юлия Гладкая

Tags: , , , , , , , , , ,

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Comments are closed.