Гигиена нервной системы

show_imageА.П.Чабовская, “Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста”, М., 1980 г.
Значение режима в жизнедеятельности организма
Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а склонны распространяться по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.
Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Правильный режим — это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.
Строгое соблюдение режима дня, начала и конца всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Таких групп в яслях-садах 7. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.
Подъем детей в круглосуточных дошкольных учреждениях в 6 ч 30 мин (7 ч 30 мин). От подъема до завтрака дети умываются, выполняют закаливающие процедуры, занимаются гимнастикой и одеваются.
В детских учреждениях с дневным пребыванием к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр детей. Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается.
Изменяется и частота приемов пищи. Так, дети первого месяца жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 1 до 5 месяцев — 6 раз, от 5 месяцев до года — 5 раз, от года до 7 лет — 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4—4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5—6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.
Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группы детского сада (дети 3—4 лет) вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму: одно занятие в утренние часы, второе — вечером, после полдника. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10—15 мин, в средней группе (дети 4—5 лет) занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15—20 мин каждое. С детьми старшей группы (дети 5—6 лет) проводят 5 занятий в неделю. Причем два дня по два занятия и три дня по три занятия. В те дни, когда проводят два занятия, продолжительность каждого — 25 мин; когда проводят три занятия в день, продолжительность их не должна превышать 15—20 мин. В подготовительной к школе группе (дети 6—7 лет) один день в неделю проводят два занятия по 30 мин каждое, четыре дня — по три занятия, продолжительность которых колеблется от 25 до 30 мин. Между занятиями обязательно должны быть перерывы не менее 10 мин каждый.
С детьми до 1,5 года в зимнее время прогулок не проводят, так как организация их в условиях большого детского коллектива очень сложна. Потребность детей в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна, проводимого на открытых верандах или в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети старше 1,5 года гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй — после полдника (2—3 ч). Общая продолжительность прогулок 4—5 ч; у детей старше 3 лет свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.
В круглосуточных учреждениях вечерние игры и прогулки детей продолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинают и в 20—20 ч 45 мин (в зависимости от возраста) после вечернего туалета ложатся спать.
Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими болезнями, следует раньше укладывать и позже других поднимать, удлинять их прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий, в некоторых случаях таким детям следует назначать дополнительное питание. В учреждениях санаторного типа подобные изменения режима распространяются на всех детей.
В теплое время года можно значительно увеличить пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется; продолжительность и характер занятий изменяются. В старшей группе второе занятие снимается.
Переход из домашних условий в условия дошкольного учреждения для многих детей достаточно труден, так как при этом часто происходит ломка уже установившегося стереотипа. Чтобы дети быстрее могли привыкнуть к новым условиям, воспитателям, медицинским сестрам заранее следует ознакомиться с домашним режимом каждого вновь поступившего ребенка и первые дни пребывания его в дошкольном учреждении придерживаться привычной для него продолжительности сна, частоты приемов пищи и пр., постепенно переводя на режим детского учреждения.
1260355307_rebenok_spitГигиеническая организация сна
Бодрствование ребенка связано с активной деятельностью — возбуждением нервных клеток головного мозга, возникающим в основном под влиянием внешних раздражителей, поступающих в кору головного мозга через соответствующие рецепторы (глаз, ухо, кожа и т.д.). Центральная нервная система детей раннего и дошкольного возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка. И. П. Павлов писал: «Сонливость и сон, можно сказать — сонное торможение, делит жизнь организма на бодрую и сонную фазы, на внешне активное и внешне пассивное состояние организма… Этим торможением достигается равновесие в частях организма, непосредственно обращенных к внешнему миру, равновесие между процессом разрушения запасных веществ органов при их работе и восстановления этих веществ при покое этих органов» (1).
Во время сна у человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном
—————————————-
1. Павлов И. П. Полн. собр. соч. М., Изд-во АН СССР, 1952, т. III, кн. I, с. 239.
—————————————-
сне полностью заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.
В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение детей.
Детям, перенесшим тяжелые заболевания или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой утомляемостью надо спать в сутки на 1—1,5 ч больше. Удлинить сон таких детей можно, укладывая их первыми и поднимая последними при дневном и ночном сне.
Чтобы создать у детей положительное отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь тихой, ласковой. Не следует укачивать ребенка, петь ему песни, так как это может войти в привычку, без этого он не сможет быстро засыпать и спокойно спать.
Лучшим средством для быстрого засыпания детей является свежий, прохладный воздух, поэтому дневной сон их проходит в зависимости от сезона и погоды или на верандах при широком доступе воздуха, или на участке под навесом, ночной — в хорошо проветренных помещениях, при постоянном поступлении в них свежего воздуха через фрамуги, форточки.
В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин до сна детей, открывать во время сна и закрывать за 30 мин до подъема. В теплое время года дети спят (днем и ночью) в помещении при открытых окнах или на участке под навесом (температура воздуха не ниже 15° и безветренная погода). Матрасы проветривают непосредственно перед сном детей. В летние солнечные дни для защиты детей от перегревания на верандах и навесах сооружают солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи и пр.). Одевать детей ко сну на веранде или под навесом надо с учетом температуры наружного воздуха и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей при отсутствии спален-веранд дошкольники спят в групповых комнатах. Здесь для сна можно использовать раскладные кровати (раскладушки). Это облегчает подготовку групповых комнат ко сну детей и уборку помещений после подъема.
В зависимости от температуры окружающего воздуха зимой дети спят на верандах в спальных мешках, в помещении — под ватным или байковым одеялом, в весенне-летне-осенний период и в прохладную погоду — под байковым или тканевым одеялом, а в жаркие дни — под одной простыней. Укладывание и подъем детей проводят в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, надо укладывать в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети.
Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Вредно детям долго лежать на одном (правом) боку. Длительное пребывание тела ребенка в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности его костей) привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.
Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время. Пока они не заснули, недопустимы яркий свет, громкие разговоры, игра на музыкальных инструментах, радио- и телевизионные передачи. Во время сна детей тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила воспитатели должны объяснить родителям. Родители, кроме того, должны знать, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, нельзя рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизионных передач. Очень важно также, чтобы и дома дети спали в своей кровати, так как сон в одной постели вместе с другими детьми или со взрослыми не создает условий для хорошего, спокойного отдыха, способствует заражению инфекционными болезнями, может привести к преждевременному пробуждению полового чувства.
Режим питания
Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, поступившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.
Важно, чтобы ребенок перед уходом в детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи вызывает в коре головного мозга заторможенность пищеварительного центра, вследствие чего аппетит снижается, от завтрака в детском саду ребенок отказывается или съедает его без удовольствия. Не получив нужного количества пищи во время завтрака, через 1—2 ч ребенок ощущает сильный голод; обед съедает с добавкой, переедает, а от полдника вновь отказывается. Из-за нарушения режима питания ребенок регулярно не получает необходимых питательных веществ, отстает в весе, работоспособность его ухудшается.
Пониженный аппетит (анорексия) — частое явление у детей, особенно раннего возраста. Анорексия нередко возникает в результате кормления ребенка против его желания, а также под воздействием какого-либо раздражителя (например, ожог рта слишком горячей пищей, резкие замечания взрослых во время еды и т. д.). В некоторых случаях анорексия сопровождается тошнотой и рвотой (особенно тогда, когда ребенка кормят насильно). Эти явления наблюдаются и у детей с ослабленной нервной системой в первые дни пребывания в дошкольном учреждении.
Во время приема пищи важно создать спокойную, доброжелательную обстановку, поддержать у детей хорошее настроение. Не следует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, запрещать во время еды обращаться с просьбой к товарищу или взрослому, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом. (Навык поведения за столом при приеме пищи вырабатывается в процессе воспитания культуры поведения.) Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ.
rezhim-boy-tanyaГигиеническая организация бодрствования детей
Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но неправильно организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работоспособность.
Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка первого и второго года жизни — его вялости, сонливости или перевозбуждении — занятия следует прекратить.
Дети старше 2 лет (первая младшая группа), которые не первый год посещают детское учреждение, могут заниматься непрерывной деятельностью в течение 15—25 мин. Однако следует помнить, что занятия, требующие неподвижного положения корпуса (рисование), напряженного внимания (слушание рассказа, сказки), могут продолжаться не более 7—10 мин, после чего с детьми проводят подвижные игры или физические упражнения.
При установлении режима бодрствования необходимо хорошо продумать чередование видов деятельности. После занятий, игр, требующих значительного умственного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для детей отдыхом. В группах, где проводятся ежедневно два или три занятия, надо строить их так, чтобы они были разними по сложности. Нельзя, например, в один день проводить занятия гимнастикой и лепкой. Для первого занятия дети должны переодеваться, а второе требует мытья рук, дощечек, уборки столов и т. д. При такой организации занятий дети перевозбуждаются, утомляются, настроение и самочувствие их ухудшаются.
На самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, неправильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, малокровие. Дети дошкольного возраста значительно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном помещении. Объясняется это тем, что благодаря усиленному росту и развитию организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэтому помещение, где проводятся занятия, должно особенно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 18—20°, а относительную влажность — 40—60% (1).
Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы (с ней связано большинство занятий) важно каждому ребенку подобрать подходящую мебель и научить пользоваться ею.
Сидя за столом, ребенок должен держать тело в определенном положении, при этом напрягаются мышцы шеи и спины. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда ребенок сидит не прямо, а с наклоном вперед.
Чтобы уменьшить напряжение шейных и спинных мышц, возникающее при наклонном положении туловища, ребенок стремится опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро утомляет ребенка, так как грудная клетка сдавливается, глубина дыхания, а следовательно, и поступление кислорода в ткани и органы уменьшается. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, к появлению сутулости и близорукости.
Прямая посадка является более устойчивой и менее утомительной, так как центр тяжести тела при этом положении находится над точками опоры. Однако и прямая посадка может быстро утомить ребенка, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться.
Статическое напряжение мышц при посадке можно уменьшить, равномернее распределив напряжение мышц. Для этого важно увеличить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сидении, глубина которого должна быть не менее 2/3 бедра сидящего, а ширина — превышать ширину таза на 10 см; опираться ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола.
Для того чтобы при посадке можно было опираться ногами о пол, держа бедра по отношению к голеням под прямым углом, высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной впадины, прибавляя 8—10 мм на высоту каблука).
——————————————————–
1. Различают максимальную влажность — количество водяных паров в граммах, насыщающих 1 м3 воздуха при данной температуре, абсолютную влажность — фактическое содержание водяных паров в 1 м3 воздуха, относительную влажность — отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженное в процентах.
———————————————————
Если сиденье излишне высокое, положение тела сидящего не будет устойчивым, так как он не сможет опереться ногами о пол, при слишком низком — сидящему придется либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильную его посадку, либо убирать их под сиденье, что может вызвать нарушение кровообращения в ногах, поскольку сосуды, проходящие в подколенной впадине, будут зажаты. Высота стола над сиденьем (дифференциация) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол. При слишком большой дифференциации, работая за столом, ребенок поднимает плечи (особенно правое плечо), при слишком малой — сгибается, сутулится, слишком низко наклоняет голову, чтобы рассмотреть предмет.
Чтобы во время занятий можно было опираться спиной о спинку стула и при этом хорошо видеть предметы и выполнять ту или иную работу, «дистанция спинки», т. е. расстояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему, должна на 3—5 см превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края сиденья стула и от края стола, или дистанция сиденья, становится отрицательной, то есть край стула на 2—4 см заходит под край стола.
Если отсутствует расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция) или дистанция сиденья положительная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.
Воспитатели во время занятий должны следить за правильной посадкой каждого ребенка. Требовать от детей правильной посадки за столом можно лишь при условии соответствия мебели росту и пропорциям тела ребенка. Некоторые части тела ребенка при его нормальном развитии находятся в определенном соотношении с длиной всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размеров мебели.
Для дошкольных учреждений утверждены определенные виды и размеры столов и стульев:
столы четырехместные — для детей 1,5—5 лет;
столы двухместные с изменяющимся наклоном крышки и ящиком для учебных пособий — для детей 5—7 лет;
столы двухместные трапециевидной формы для детей от 1,5 до 4 лет (дополнительные);
столы одноместные — для использования в быту.
Стулья должны быть профилированными по форме бедер и ягодиц с углублением 10—15 мм, расположенным от переднего края сиденья на 2/3—4/5 минимальной его глубины. Допускается непрофилированное сиденье с наклоном 3° в сторону спинки. Передний край сиденья заглублен. Допускается и непрофилированная спинка стула с углом отклонения в верхней части в 12—18°.
Во время занятий в групповой комнате надо правильно расставить мебель. Столы и стулья должны стоять на таком расстоянии друг от друга, чтобы воспитатель во время занятий мог свободно подойти к каждому, а каждый ребенок имел возможность, отодвинув стул в сторону, выйти из-за стола, не мешая соседу.
Для лучшего естественного освещения четырехместные столы желательно расставлять в два ряда, узкой частью к окнам, двухместные — в три ряда. Зимой столы ставят ближе к окнам (50 см от окна), весной для предохранения глаз детей от ярких лучей солнца отодвигают в глубь помещения.
Детей сажают за соответствующие их росту столы так, чтобы самые маленькие и с пониженным слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения — ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Сидящих во время занятий напротив или справа от источников света время от времени следует пересаживать на места тех, которые сидят по отношению к свету правильно.
В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана деловая обстановка, соблюдается тишина (разрешаются только негромкие разговоры, связанные с процессом выполнения работы). Если воспитатель объяснение сопровождает рассматриванием картинок, игрушек, натуры, он должен быть хорошо виден детям, поэтому не следует становиться между простенками окон, где освещение резко снижено. Пособия, которые используют на занятиях, должны быть яркими, реалистичными, каждая деталь, изображенная на них, видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м, формат рисунков для рассматривания должен быть 32 X 21 см. Чтобы не утомлять детей, объяснение воспитателя не должно быть многословным (во второй младшей группе — не более 2—3 мин, в средней — 4—5 мин и в старших — 5—7 мин).
Во время занятия с детьми 3—5 лет не рекомендуется их торопить, требовать быстрого окончания работы. Это может вызвать у них излишнюю нервозность. В старшей и подготовительной группах можно примерно за 5 мин до конца занятий напомнить о том, что время занятий истекает. На рассмотрение готовых работ во второй младшей группе выделяется не более 1—2 мин, а в остальных— 3—5 мин. Старшие дошкольники сами убирают после занятий пособия. На эту работу они не должны тратить более 5—7 мин.
На занятиях рисованием правильное прежде всего нужно научить ребенка правильно держать в руке карандаш и пользоваться им. Карандаш или кисть надо держать в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая их сверху указательным пальцем. Надо следить, чтобы дети держали карандаш или кисть без напряжения, линии на бумаге проводили без особого нажима. При этом мышцы руки будут меньше напрягаться, ребенок сможет дольше и с удовольствием рисовать.
В начале обучения рисованию не рекомендуется предлагать детям штриховку больших изображений, так как это утомляет руку. Лишь тогда, когда у детей кисть руки разовьется, окрепнут мышцы и появятся некоторые навыки (приблизительно к 5—6 годам), поверхность для штриховки можно увеличить. Надо наблюдать за тем, чтобы дети делали штриховку без спешки, не в одном, а в разных направлениях: горизонтально, вертикально и круговыми линиями. Это снижает напряжение мышц кисти и пальцев правой руки. При штриховке, как и при рисовании, карандаш следует держать свободно, не нажимая слишком сильно, без напряжения вытягивать пальцы, работать кистью руки, а не предплечьем.
В процессе занятий ребенок не должен прижиматься грудью к крыше стола. Предплечья лежат на столе, кистью правой руки вместе с карандашом ребенок свободно двигает по бумаге и столу, левой рукой придерживает рисунок.
Во второй младшей группе для рисования детям дают цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый и черный) или краски. В средней и старшей группах (дети уже хорошо знакомы с шестью цветами) набор карандашей увеличивают: прибавляют оранжевый, светло-зеленый, фиолетовый, голубой, розовый и темно-красный.
Дети старших групп могут пользоваться мягкими простыми графитными карандашами («Школьный», «Искусство», № 1, 2), дающими тонкую черную линию. Твердые карандаши требуют значительных усилий при рисовании, оставляют бледные, плохо различимые линии, и поэтому пользование ими в дошкольных учреждениях нежелательно.
Детям дошкольного возраста довольно сложно самостоятельно разводить краски (при помощи кисти, смоченной в воде). Для них эта работа утомительна, требует хорошо координированных движений, которыми дошкольники недостаточно владеют. Краску разводят предварительно сами воспитатели. Она должна быть такой густоты, чтобы могла хорошо держаться на кисточке. Лучше всего краски разливать в банки с низкими краями и ставить их на столы, чтобы дети могли видеть их цвет. Удобны для рисования кисти волосяные с мягким, эластичным ворсом (беличьи, хорьковые). В детском саду пользуются тонкими (№ 1—8) и толстыми (№ 8—16) кистями. Детям 3—4 лет рекомендуется давать кисти № 12—14. Такие кисти оставляют яркий, хорошо заметный след, облегчают передачу формы предмета. Детям средней и старшей групп даются тонкие и толстые кисти. Во время и после окончания занятия, чтобы не пачкать стол и окружающие предметы красками, кисти следует класть на подставки из плотного картона, которые могут приготовить сами ребята.
Для рисования детям дают белую плотную бумагу, немного шероховатую, которая не просвечивает и не промокает. Можно использовать плотную писчую бумагу. Глянцевая бумага для занятий по рисованию не годится, так как длительная работа с нею утомляет глаза. Карандашные детские рисунки не должны быть слишком большими, так как необходимость закрашивать большую плоскость утомляет ребят. Работа кистью менее утомительна, и рисунки, выполняемые красками, могут быть крупнее. Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы пользуются бумагой форматом 15X10 см. Для сюжетного рисования нужна бумага несколько большего формата: 28X20 см.
На занятиях лепкой используют мягкий, эластичный материал — пластилин, глину. Каждому ребенку дают чистую фанерную дощечку, на которой он должен работать. Надо следить за тем, чтобы дети не пачкали окружающие предметы.
На первых занятиях аппликацией воспитатели обучают детей умению вкладывать в кольца ножниц пальцы, сжимать и разжимать рычаги, добиваясь того, чтобы ножницы хорошо резали бумагу. Ножницы, которыми пользуются дети, должны быть легкими, небольших размеров (по руке ребенка), с тупыми концами.
Во время занятий лепкой и аппликацией дети сидят на расстоянии 3—5 см от стола; в этом случае их руки могут действовать свободно.
Благоприятное воздействие на нервную систему оказывают прогулки на воздухе: они улучшают аппетит, сон, настроение. В летнее время большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Зимой прогулки проводят два раза в день, в специально выделенное для этого время. Лишь для детей до 1,5 года прогулки заменяются сном на свежем воздухе.
С раннего детства (первая младшая группа) детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых порах воспитатель показывает, как это надо делать, и помогает ребенку одеться. Старшие дети помогают одеваться малышам. Взрослые обязаны внимательно следить за тем, чтобы все дети были одеты в соответствии с температурой наружного воздуха. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на участок.
Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста детей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках).
Прогулки па свежем воздухе можно проводить и за пределы детского учреждения. В это время дети знакомятся с природой, учатся преодолевать препятствия, приобретают способность хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Помимо познавательного значения, такие прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат.
В летнее время с детьми дошкольного возраста проводят экскурсии (или ранним утром, после завтрака, или после полдника, т. е. в то время, когда не слишком печет солнце). Детей ослабленных и имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Одежда детей должна соответствовать погоде и температуре воздуха. В теплый, солнечный день она должна быть легкой, светлой: на голове — панама или соломенная шляпа, на ногах — носки и легкие закрытые туфли на кожаной подошве с каблучком – 8.0 мм — 1 см. Обувь, в которой ребенок идет на экскурсию, должна быть свободной, так как тесная обувь затрудняет кровообращение в нижних конечностях, способствует быстрому утомлению ребенка. Сандалии и босоножки надевать на экскурсию не следует, так как в пути через отверстия будут набиваться песок, мелкие камешки, которые могут вызвать потертость и другие травмы кожи. Не следует также надевать туфли на голую ногу, без носков: носки впитывают влагу, защищают ноги от пыли, песка, предупреждают потертость.
Детей 3—4 лет выводят за пределы участка сначала на 5—10, а затем на 20 мин. Уже в 4—5 лет дети при правильной организации экскурсии в хороший летний день могут совершать прогулки на расстояние 2—3 км, 5—7 лет — на 4—5 км (туда и обратно). Через каждые 20 мин ходьбы дети должны иметь кратковременный (3—5 мин) отдых, а в середине экскурсии в сухом тенистом месте — привал на 20—30 мин.

Tags:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Comments are closed.